Правила безопасной эксплуатации строп

Проведение работ с применением ГПМ – это деятельность, которая связана с повышенной опасностью, как самих производственных объектов, так и выполняемых работ по перемещению грузов. Поэтому стропы должны быть исправными и отвечать требованиям НТД.
Необходимый контроль состояния строп
В процессе эксплуатации в обязательном порядке производится контроль состояния строп, который заключается в осуществлении осмотра с периодичностью в 5 или 10 дней, но не реже, в зависимости от условий эксплуатации кранов.
В организации в соответствии с утвержденной инструкцией по производству грузоподъемных работ назначаются ответственные за содержание ГПМ в исправном состоянии с возложением на них проведения осмотра.
Результаты осмотра оформляются в специальном журнале.
Особенности ремонта строп
Стропы, изъятые из эксплуатации, подлежат ремонту в специализированных организациях и предприятиях, имеющих лицензию на проведение подобных работ. Для выполнения ремонта нужно применять материалы, комплектующие и полуфабрикаты, соответствующие требованиям Руководящих документов Госгортехнадзора.
Когда ремонт закончен, стропы должны пройти техническое освидетельствование, состоящее из осмотра и испытания на специальном стенде нагрузкой, которая больше номинальной в 1,25 раза, там, где производился их ремонт.
Порядок браковки канатов и цепей
Для браковки строп, находящихся в эксплуатации, разрабатывается инструкция, определяющая порядок, способы осмотра и браковочные показатели.
Бракуются стропы:
- Если нет паспорта или бирки на стропы. То есть обязана присутствовать сопутствующая документация.
- Оборвана хотя бы одна прядь.
- Если диаметр каната на 10% меньше первоначального (поврежден сердечник).
- Диаметр проволок меньше более чем на 40%. В этом случае стропы списываются и утилизируются.
- Присутствуют узлы, заломы, перекручивания и перегибы канатов и др.
Браковка крепежных элементов
Они бракуются:
- если есть трещины, надрывы, расслоения;
- площадь поперечного сечения элементов на 10% меньше из-за износа и вмятин;
- на 5% уменьшена площадь элементов из-за остаточной деформации;
- повреждены крепления и резьбовые соединения.
Правильная эксплуатация строп
Правильная эксплуатация строп значительно увеличивает срок службы строп, снижает траты на замену и заключается в следующем:
- Использование строп строго по назначению.
- При смене вида груза – следует брать строп соответствующий данному грузу.
- Не допускается превышать грузоподъемность, против установленной для конкретного стропа.
- Выполнять строповку в соответствии со схемой строповки. Это требуется чтобы избежать поломки груза и применяемого ГПМ.
- Если схемы строповки нет, при подъеме груза должно присутствовать лицо, отвечающее за безопасное производство работ.
- Запрещается применять стропы без маркировочной бирки.
- Запрещается поднятие грузов с неизвестной массой.
- Нельзя допускать при обвязке грузов перекручиваний и узлов.
- Грузовые крюки – располагать по направлению от центра груза и т.д.
Правила строповки длинномерных грузов
Для строповки грузов длиной более 2м (длинномерных) должен учитываться их центр тяжести. Подводка строп должна выполняться так, чтобы исключить выскальзывание груза при перемещении. Для обеспечения устойчивости рекомендуется выполнять обвязку в двух местах. При этом ветви строп размещать на расстоянии его длины от обоих краев. Если груз менее 2м, то возможна обвязка в обхват в одном месте.
Таким образом, проведение строповки с соблюдением требований нормативных документов, позволит избежать неприятных ситуаций, при которых возможна поломка оборудования и даже несчастные случаи.